«Женитьба Фигаро» с аншлагом в Театре на Перовской

В московском Театре на Перовской улице состоялся аншлаг – 30-й показ спектакля «Женитьба Фигаро» в постановке художественного руководителя театра Гульнары Галавинской.

Если вы ощущаете психологическую усталость или просто любите театральную классику, в которой есть остроумный содержательный текст, глубокая смысловая нагрузка, чистая речь, вдумчивая актерская игра, то вам прямая дорога в театр. В столичном Театре на Перовской улице вы сможете посмотреть уже более двух столетий не покидающую театральные подмостки комедию Пьера Бомарше «Женитьба Фигаро».

Игривая, полная искрометных шуток и интриг пьеса времен Людовика XVI, появившаяся на сцене в 1784 г., не раз подвергалась цензуре. Даже место происходящих в пьесе событий, по указу того же короля, было перенесено из Франции в Испанию.

Любовная история всегда остается современной. Для тех счастливцев, кому только предстоит познакомиться с этим бессмертным произведением, обозначим завязку сюжета.

Всё действие происходит в течение одного дня в замке графа Альмавивы. В спектакле его играет актёр Олег Жуков. Его граф далёк от привычных трактовок этой роли: небольшого роста, на вид вовсе не властный аристократ, хотя и ревнивец, но с готовностью мирящийся со своей супругой. И в то же время, в его лице выведена реальная власть, дирижирующая местным судом. Домоправитель графа, Фигаро (в исполнении Ярослава Маланина, сумевшего продемонстрировать все тонкие грани этой сложной и, похоже, вечной роли), женится на юной Сюзанне – служанке графини, грациозной, лукавой и любящей своего жениха, в исполнении актрисы Ларисы Капустиной. Граф, разлюбивший свою жену – элегантную и женственную графиню Розину (актриса Тамара Карант), собирается воспользоваться правом первой ночи (право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой), которое сам же некогда отменил в своих владениях в честь своего бракосочетания. Фигаро потрясён подлостью своего господина и обещает Сюзанне обхитрить сластолюбца и не потерять при этом место службы. Доктор Бартоло (в исполнении Павла Ремнёва — это элегантный господин, прожжённый циник, каким его сделала жизнь, в котором внезапно вскипают отцовские чувства, когда он узнает о происхождении Фигаро), собирается посредством своей домоправительницы Марселины (её роль с мастерством исполняет Заслуженная артистка РФ Галина Чигасова) отомстить домоправителю, который некогда помог графу жениться на Розине. Марселина хочет через суд заставить Фигаро выполнить долговое обязательство – вернуть её деньги или на ней жениться. За один день сплетаются и рвутся интриги, происходят свадьбы и ссоры, открываются неожиданные подробности и случаются самые непредвиденные события.

Спектакль, задуманный и поставленный художественным руководителем театра режиссёром Гульнарой Галавинской, демократичен, в меру органично осовременен, и в то же время представление наполнено музыкой и движением – всё это привлекает сюда зрителей не только из Москвы, из самых разных её районов, даже отдаленных, но и жителей городов-спутников, таких как Королёв или Одинцово, и гостей столицы.

Спектакль задуман как весёлое представление с музыкой, пением, танцами, которое сверкает и пенится как шампанское. И нужно сказать, что режиссеру это удаётся, причём весьма ограниченными выразительными средствами. Используется не только пространство сцены, но и зала, входа из фойе театра, например, двери в зал на время спектакля становятся частью декораций. Монологи актёры порой произносят, сидя в первом ряду зрительного зала или стоя между рядами, обращаясь не только к партнерам по сцене, но и к залу. Зрители при этом находятся как бы внутри спектакля, невольно становясь участниками театрального представления. Такое вовлечение в переживание сценического действия – один из ярких режиссерских приемов, который генерирует большую энергетическую отдачу и придает актёрам новые силы.

Иллюзию сопричастности усиливают музыка и танцы. Прекрасно потрудился талантливый коллектив создателей спектакля: художник-постановщик – Андрей Щаев; хореограф – Сергей Захарин; художник по свету – Константин Рожков. В музыкальном оформлении спектакля Гульнара Галавинская использует испанскую классическую музыку и хиты Адриано Челентано (итальянский музыкант, композитор, актер, кинорежиссер).  

 Интересна хореография спектакля – зрелищная, с элементами из народных испанских танцев – буррэ и фарандолы. Исполняя финальный танец с фатой, невеста покоряет зал своей грацией и красотой. Фата струится на сцене, то объединяя танцующих девушек, то взлетая над сценой куполом, то, как натянутое полотно, связывая графиню и графского пажа Керубино (Ян Алиев), то снова возвращается к Сюзанне и Фигаро. Танец рождает атмосферу феерии, карнавала, демонстрируя мастерство постановщиков. Вольный дух комедии дель арте пробивается здесь сквозь каноны французского классицизма.

Декорации минималистичны: рама для обозначения окна, лимонные деревья в кадках – это сад, в котором «очень сильное эхо», самый крутой аксессуар свадьбы – это хрустальная люстра в замке Альмавивы. Все так органично, что в процессе «проживания» спектакля, не замечаешь условностей. Цветовая гамма спектакля решена практически тремя цветами: белый, серый, красный. Белый цвет – платье Сюзанны и рубашка Фигаро; серый-серебряный с белым, серебряный с черным для всех остальных; красный цвет– занавес, банты на подарках, ленты на очаровательных шляпках девушек-пастушек, чёрные шляпки с красными лентами.

И второстепенные, и главные роли актёры театра исполняют с полной отдачей своих возможностей.

Создание спектакля имеет свою сценическую историю. На IX всероссийском театральном фестивале им. Н. Х. Рыбакова в 2015 г. был представлен спектакль Мичуринского драматического театра «Безумный день или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьеро Бомарше, это была ранняя постановка Гульнары Галавинской. Диплома лауреата премии «За верность традициям русской актерской школы» на Фестивале был удостоен артист А. Зобов, исполнитель роли Фигаро. Диплом лауреата в номинации «Признание» вручили исполнительнице роли Сюзанны – артистке Л. Капустиной, которая и сегодня великолепно играет Сюзанну.

Великолепный текст П. Бомарше всегда остается современным. Один монолог Фигаро чего стоит! В спектакле его прекрасно исполняет Ярослав Маланин. Столько страсти и обиды вкладывает он в слова главного героя и только попробуйте сказать, что эти слова устарели!

На сцене развивается сюжет, звучит музыка, кажется, что под сводами потолка зрительного зала клубится неповторимая энергетика спектакля, а с рампы в который уже раз за прошедшие с первой постановки более чем два столетия звучит знаменитый монолог: «Как всё это произошло? Почему случилось именно это, не что-нибудь другое? Кто обрушил все эти события на мою голову. Я вынужден был идти дорогой, на которую я вступил, сам того не зная, и с которой я сойду, сам того не желая, и я усыпал ее цветами настолько, насколько мне это позволяла моя веселость. Я говорю, моя веселость, а между тем в точности мне неизвестно, больше ли она моя, чем все остальное, и что такое, наконец, «я», которому уделяется мною так много внимания: смесь не поддающихся определению частиц, жалкий несмышленыш, шаловливый зверек, молодой человек, жаждущий удовольствий, созданный для наслаждения, ради куска хлеба не брезгующий никаким ремеслом, сегодня господин, завтра слуга – в зависимости от прихоти судьбы, тщеславный из самолюбия, трудолюбивый по необходимости, но и ленивый до самозабвения! В минуту опасности – оратор, когда хочется отдохнуть – поэт, при случае музыкант, порой – безумно влюбленный. Я всё видел, всем занимался, всё испытал. Затем обман рассеялся…».

Сколько раз за прошедшие многие десятилетия исполнители этой роли, среди которых были прекрасные, выдающиеся актеры, выходили к рампе и произносили эти слова.  Личное «я» каждого человека, его частное пространство, радости, боли, неудачи и тревоги, всё то, что попадает под удары судьбы, рока, деспотии – героям спектакля удаётся отстоять то, что так дорого нам всем, своё право на личное счастье. Истинная любовь преодолевает все преграды, и они в результате добиваются свадьбы и получают приданное.

Хочется сказать тем, кто ищет в репертуаре московских театров достойный и интересный спектакль – скорее, скорее идите на эту постановку и прекрасный вечер, да что там – настоящий праздник – вам обеспечен.

Марина Артамонова

Марианна Соколова

Фото автора

Оригинал статьи — на сайте Российского сетевого издания «Первый национальный».

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы