На сцене Московского драматического театра на Перовской улице представители прессы посмотрели новую постановку по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Показ состоялся 24.03.2022 г., режиссер спектакля Гульнара Галавинская, хореограф – Артур Ощепков, художник по костюмам – Андрей Щаев, художник по свету – Константин Рожков.
Гульнара Галавинская с 2018 г. является художественным руководителем театра, репертуарная политика которого определяется её спектаклями и постановками приглашенных ею молодых режиссеров. Это и Дмитрий Акриш, поставивший «Самоубийцу» по Николаю Эрдману, и Вит Когут («Земля Эльзы»).
В 2014 г. в Рязанском государственном областном Ордена «Знак Почёта» театре драмы Галавинская поставила шекспировского «Короля Лира». Обратившись к другой пьесе великого драматурга, она создала спектакль в полном соответствии с духом этого произведения – фантастического, порой ироничного, порой почти фарсового, наполненного духом игры. В поисках выразительных средств, как сказала режиссёр, она использовала стилистику, близкую условному, интеллектуально-игровому театральному языку времён Шекспира, в котором мужчины исполняли роль женщин, и излишний сценический реализм не подавлял философско-аллегорического подхода и сценографии, насыщенной условностью.
Во всех своих постановках Галавинская продолжает традиции театрального эстетизма Романа Виктюка. Свойственное ей стремление к иногда феерически выразительной сценической пластике и визуальному ряду претерпело в новом спектакле изменения в сторону аскетичности и даже жесткости используемых здесь выразительных средств. Зрители увидят сдержанное геометризованное оформление сцены, где одинаковые светлые высокие блоки одновременно изображают то мраморные колонны, составляющие классические арки, то деревья в лесу или место афинского судилища и репетиций актёров-любителей, собравшихся чтобы разыграть пьесу для праздника в честь женитьбы Тезея, герцога Афинского и Ипполиты. По словам Галавинской, Шекспир, вообще, жесткий автор, даже в комедии. Но многое в выборе выразительных средств определяется и эмоциональным состоянием самого режиссёра. Фантастичности и условности добавляет и использование на сцене современных технических средств.
В результате зритель получает возможность на два с половиной часа (спектакль идет без антрактов) погрузиться в сценическое действо, где сплетены несколько связанных и одновременно отделенных друг от друга реальностей. Причем, какая из них важнее: та реальность, которую мы привыкли считать основной, или пространство сна, фантазии – понять иногда не так–то просто. Грубое лицедейство актёров-любителей, разыгрывающих пьесу «Пирам и Фисба», пробуждает отдать пальму первенства всё же второй перед первой. Возможно, именно сны являются более высоким и изощренным искусством, которым занимается душа, так же как подлинный зеленый наряд короля эльфов проглядывает сквозь белую тогу герцога.
Вовлекаясь в развертывание сюжетного действия и сопереживая героям, зрители вовлекаются и в логику сна – а это и компенсация того, чего желаешь, но в то же время не получаешь в жизни, т.е. исполнение недостижимых желаний, фантастические приключения и превращения, а вместе с этим свобода, высвобождение психической энергии и выздоровление – разрешение первичной казавшейся нерешаемой ситуации. Вместе с героями, они могут поразмышлять, что такое превратности любви, в том числе неразделенной, и как погружение в сон и его трансформирующая логика могут излечить и примирить противоречия.
И надо отдать должное всему творческому коллективу – воплощены эти творческие замыслы с максимальной актёрской самоотдачей. Прежде всего речь идёт об исполнителях главных ролей – Владимир Витан (Тезей/Оберон, король эльфов), Наталья Васина (Ипполита/Титания) и двух любовных парах: Гермия (Лариса Капустина) и Лизандр (Артур Походня) и Елена (Юлия Малинина) и Деметрий (Артём Крестников).
В арсенал выразительных средств, предложенных режиссёром, как всегда в спектаклях Галавинской, входит тщательно подобранное музыкальное оформление и вокально-танцевальные композиции, лирические и наполненные глубокими философским содержанием. Подбором музыкального сопровождения занималась сама Гульнара Галавинская и Вадим Ганкин.
Репетиции спектакля начались в феврале, сразу после празднования юбилея главного режиссёра театра на Перовской, хотя кастинг и читка пьесы были проведены уже в декабре. Репетиции шли и в марте, хотя репетиционные возможности были ограничены использованием сцены для других спектаклей. По словам, режиссёра, спектакль ещё нуждается в отработке сценических эффектов, для чего нужны дополнительные прогоны. Окончательно он будет готов – «полетит» – скорее всего в апреле. В нём задействован только один актерский состав.
Первые спектакли прошли 25 и 27 марта. В апреле «Сон в летнюю ночь» будет показан 8 и 23 числа.
Марианна Соколова
Оригинал статьи — на сайте Российского сетевого издания «Первый национальный».