Молодой IT-руководитель – какие у него проблемы и планы? Об этом и другом состоялся разговор с Натальей Осиповой, директором Центра трансформаций московского ФГОБУ Финансовый университет при Правительстве РФ.
– Расскажите немного о себе.
– По образованию я филолог, но в IT-сферу попала достаточно давно и, можно сказать, случайно – по объявлению. Такое тоже случается. В 2011 году пришла на работу в ИТ-блок центрального аппарата Федерального казначейства. И прошла путь от специалиста 1 разряда до заместителя начальника отдела уже в контрольном блоке. Когда ты семь лет работаешь в команде профессионалов, а именно такие работают в Казначействе, то получаешь уникальную возможность обучиться очень многому, получаешь практические знания и занимаешься саморазвитием. Так и получилось, что цифровизация вошла в мою профессиональную жизнь.
В Финансовый университет пришла с командой нового проректора по цифровизации в 2022 году. Для меня новое назначение – возможность применить все мои знания, умения и навыки, полученные за годы работы не только в Казначействе, но и на телевидении, Департаменте финансов Правительства Москвы и другие. И, конечно, очень большая ответственность. Финансовый университет – это же крупнейший вуз страны, в котором учится свыше 40 тысяч студентов и работает несколько тысяч сотрудников.
Не могу сказать, что я – молодой руководитель. ИТ – это сфера, в которой низкий возрастной порог входа, поэтому в ИТ-компаниях нередко руководящие должности занимают руководители даже до 30 лет. Я работаю с 17 лет, поэтому у меня уже достаточный трудовой стаж.
– Есть ли у вас наставник?
– Для меня образцом для подражания, как надо организовывать работу и общаться с людьми, на что опираться при принятии решений, всегда был и остается мой отец. Он многие годы занимал руководящие должности как на госслужбе, так и в коммерческом секторе. К сожалению, он уже не с нами, но тот опыт и манеру общения с людьми, которые он успел передать, я использую в своей жизни.
– Повлияла ли новая работа на жизнь?
– Я бы сказала, что увеличение рабочей нагрузки заставило меня пересмотреть мой режим и, как ни странно, начать выделять время для себя. Работа работой, а спорт по расписанию. Задумалась о поступлении в магистратуру или аспирантуру, но еще не решила, в какую сторону двигаться.
– У любого руководителя есть план по развитию, собственное видение путей решения поставленных задач. Какие первостепенные задачи цифровой трансформации нужно решить, что в приоритете развития информационно-образовательной среды?
– В 2021 году в Финансовый университет пришел новый ректор, а в 2022 – новый проректор по цифровизации. Мировые изменения, которые затрагивают и нашу страну, заставляют постоянно пересматривать и оптимизировать существующие процессы, находить инновационные подходы в решении новых вызовов. В Финансовом университете уже были утверждены стратегические направления развития вуза до 2030 года, включающие блок по цифровизации. Сейчас они пересматриваются. Тем более, что в настоящее время в Минобрнауке ведется работа по созданию концепции технологического развития высшего образования. Это в дальнейшем скажется на стратегии Финансового университета.
Кто занимается цифровой трансформацией, очень четко понимают, что мало перевести ведение, например, документооборота на бумаге в электронный вид. Очень важно поменять культуру и повлиять на отношение к работе людей. Иначе электронный документооборот может превратиться в распечатку документов, их подписание на бумаге, сканирование, подписание электронной подписью и отправку по СЭД – так себе цифровизация. Поэтому, в первую очередь, выделяю для себя ряд ключевых направлений. Первое – последовательное описание всех бизнес-процессов. Где-то более детально, где-то верхнеуровнево. Какое количество избыточных процессов можно при этом обнаружить, или найти дыры по части, например, информационной безопасности, сложно представить. Второе – оптимизация и регламентация этих процессов. Все знают, что если оцифровать хаос, то мы получим цифровой хаос. Или любимый ответ многих на вопрос «а почему вы так делаете»: мы всегда так делали или мы никогда так не делали. И на закуску – сложившаяся практика. Третье –воспитание новой культуры работы в информационных системах. Отсутствие доверия к информационным системам или, наоборот, безответственное отношение к информационной безопасности вызывают определенные сложности при внедрении любых изменений.
Сейчас уже Финансовый университет, на мой взгляд, достиг достаточно высокого уровня автоматизации учебной и хозяйственной деятельности. Например, это активное участие в этом году в подготовке новой приемной кампании. Финансовый университет совместно с МИРЭА (Российский технологический университет», ранее Московский институт радиотехники, электроники и автоматики) активно участвовал в сквозном тестировании функционала суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Мы один из немногих вузов, кто смог внедрить автоматизированную обработку сущностей из суперсервиса, тогда как другие вузы делают это вручную.
– Что в планах?
– Создание единого цифрового профиля обучающегося, который позволит обеспечить формирование индивидуальной траектории профессионального развития. Мы ведем работу по созданию единой CRM-системы, в том числе для управления проектами дополнительного профессионального образования, внедрения системы управления проектами в учебную деятельность. Прорабатываем возможности создания специальных симуляторов для обучающихся. В планах создание отдельной образовательной платформы для школьников, так как Финансовый университет очень активно работает с детьми – нашими потенциальными студентами. Планов громадье.
– Успех любого начинания зависит от слаженной работы команды. Как мотивируете коллектив?
– Мой приход на работу в Финансовый университет совпал с началом мобилизации и больших кадровых изменений. По разным причинам ушел костяк моего подразделения и пришлось экстренно спасать ситуацию теми ресурсами, которые остались. Считаю, что у всех людей есть потенциал, но не всегда есть благоприятные условия для его раскрытия. Активное развитие способностей происходит в тот момент, когда человек начинает принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Поэтому перераспределив задачи, дала понять сотрудникам, что они самостоятельные люди, которые могут сами принимать решения. Если нет уверенности, то можно подумать вместе. В первое время для контроля «самостоятельности» меня ставили в копию во всех электронных письмах, которые сотнями каждый день читала. Чтобы было не так страшно принимать решения, на всех проектах должны работать как минимум два сотрудника. Спустя более полугода увидела, что коллектив однозначно вырос во всех отношениях. И с последнего ухода сотрудника старой команды в октябре больше коллег не теряла.
Да, бывали и косяки. Но мы сразу договорились, что если кто-то натворил ошибок, то лучше сразу приходить говорить мне, чтобы я об этом узнавала не от других или, когда уже поздно. Не имею привычки кричать или нецензурно выражаться.
Сейчас думаю, может, мы еще не идеальный коллектив, но уже почти – команда. Умеем друг друга поддержать, открыли суперсилы друг друга, появился некий синергический эффект. Мотивация – это и возможности к самореализации, и повышению, и проекты, которые реально интересны. Я понимаю, что у меня большая часть коллектива достаточно молодая и амбициозная, каждый может достичь своего профессионального потолка и захотеть уйти. И в такой ситуации коллеги знают, что я только поддержку, хотя мне и будет грустно и жаль.
– Вы были гостем конференции сообщества цифровых управленцев «Я-ИТ-Ы», которая состоялась с 23 по 25 июня в Калужской области. Что дают такие мероприятия в профессиональном отношении?
– По роду деятельности бываю на самых различных ИТ-мероприятиях. В первую очередь, это нетворкинг и возможность поделиться опытом и узнать, что есть нынче нового на рынке. В том информационном потоке, который окружают любого руководителя, бывает сложно из информационного шума извлекать реально полезные вещи. Например, чтобы закупить принтеры для печати этикеток мне или надо превратиться в гуру и прочитать немыслимое количество отзывов, или же я могу напрямую пообщаться с тем, кто уже реализовал проект и готов поделиться опытом и контактами. А еще айтишники – это все же достаточно ограниченное в пространстве сообщество людей, которые на нашей маленькой планете постоянно пересекаются. Здесь даже не правило пяти рукопожатий, а можно ограничиться двумя. И нахождение даже в краткосрочном периоде в узкоспециализированной среде позволяет прокачаться как на крутых экспресс-курсах. После поездки на мероприятие Клуба ИТ-директоров, у меня сформировался пакет новых интересных направлений для развития и сотрудничества в Москве и в регионах, учитывая, что филиальная сеть Финансового университета вторая по распределенности среди вузов страны.
– Спасибо за интервью. Редакция желает вам и вашей команде успехов в цифровизации!
Беседовала Марианна Соколова
Фото предоставлено автором
Оригинал статьи — на сайте Российского сетевого издания “Первый национальный”.