Галисия – самая западная область Испании, которая находится далеко от Москвы. Но в декабре попасть под виртуальные чары знойной Испании можно было прямо в центре столицы России. Какие только чудеса не случаются под Новый год!
Сегодня жизнь Москвы, столичного города, одного из центров российской культурной и выставочной индустрии, не богата зрелищами. Пустуют многие музеи и выставочные пространства, закрыты почти до середины января Третьяковская галерея и Пушкинский музей, вход в который из-за мер, связанных с эпидемией, последние месяцы этого года был ограничен. Не работают многие необычные городские экспозиционные площадки. Например, пустуют, витрины выставочных капсул на метростанции «Воробьевы горы», вокруг которой много старинных и современных зданий, связанных с культурой нашего города. Сколько людей горячо любят атмосферу этих мест и их особое очарование – заросшие старыми деревьями высокие холмы, набережная, проезжие дорожки вдоль неё, смотровая площадка МГУ над высоким лыжным трамплином, изгиб течения Москвы-реки, вырисовывающийся в «раме» стеклянной стены метростанции, часто за пеленой речного тумана, дождика или снега. Недалеко от метромоста на правом берегу реки стоит старинный Андреевский ставропигиальный мужской монастырь, объединивший в XVII веке учёных иноков – самых образованных монахов того времени. Его даже называют первой по времени академической структурой в Москве. Здесь и сегодня находится Синодальная библиотека. За монастырем, дальше на набережной, высится высотное здание уже современной Академии – Президиума Российской академии наук (ранее Академии наук СССР, наследницы Императорской академии наук и художеств, основанной в 1724 г. по проекту Петра I, утвержденному Сенатом 28 января 1724 г.). «Золотые мозги» – так ласково в народе называют это здание, декорированное научной символикой, за как бы нахлобученное сверху декоративное завершение башни. Академический народ любит пошутить, поэтому кроме «Мозгов» среди академических институтов есть и «Ухо» – Центральный экономико-математический институт, на фасаде которого прикреплено массивное каменное изображение – скульптурно-живописная эмблема в форме ленты Мёбиуса, как раз визуально напоминающая орган слуха.
За метромостом, виднеется высокий силуэт Университета, представлять который, наверное, особо не нужно – МГУ им. Ломоносова, построенный более 70 лет назад. Для многих советских студентов несколько лет, проведенных в МГУ, были временем внутренней свободы и, пожалуй, большого счастья. А какие лица – тонкие и умные лица встречаются на здешних этажах еще и сейчас.
На другой стороне реки расположен «кратер» любимого москвичами спортивного комплекса «Лужники». Напротив, чуть дальше от реки, находится ансамбль старого «Дворца пионеров», с которым у многих связано давнее советское детство – сладкая зовущая ностальгия: «Был ветер в детстве вкусным, и снегом пахло мыло, и то что стало грустным, весёлым в детстве было. Хлеб с солью- объедение, а с сахаром – тем паче! И было меньше денег, и было всё богаче» (Прим. ред., автор Марк Лисянский «В детстве», 1967г.). Да, много чего было – и босиком под теплыми летними ливнями, и дурманящий запах майкой сирени, и, помнится, были настоящие сугробы, не то что сейчас, и родители в загс пошли как раз 28 декабря. Необычное, завораживающее место эти Воробьевы горы, но, как известно, «путешествия в обратно я бы запретил» (Прим.ред. Геннадий Шпаликов, «По несчастью или к счастью…»), а мы отправимся дальше к первоначальной цели и попытаемся все-таки добраться до московской Галисии.
Торгово-пешеходный мост Багратион, расположенный выше метромоста в московском деловом Сити, сооружение совсем из другой эпохи – деловой и масштабной. Он был построен в 1997 году, и его застекленная галерея соединяет две башни нового для города культурного пространства бизнес-центра. Прошедшей осенью, небогатой на выставки, «площадка» моста не раз порадовал москвичей приятными экспозиционными сюрпризами. Именно там в конце ноября открылась новая экспозиция – подборка фотографий известного испанского фотографа Альфредо Энрикеса, посвященная природе, пейзажам и культуре Галисии. Регион расположен на северо-западе Испании или, как считали в старину, на самом краю земли. Эта территория исторически много значит для всей христианской цивилизации, ведь там захоронены останки святого апостола Иакова, к которым многочисленные паломники издавна добираются из разных уголков мира.
В силу ограничений, связанных с эпидемией, многим в этом году не удалось в роли туристов оказаться в Испании, соприкоснуться с самобытной атмосферой страны. Но, побывав на фотовыставке, можно хоть немного восполнить дефицит дальних странствий – полюбоваться пейзажами, памятниками и познакомиться с удивительным миром истории и культуры.
Неслучайно оказались в декабрьской Москве с её серо-перламутровыми тонами и «бисквитной» крошкой своеобразного «дуэта» – черного асфальта и налета белого снега на газонах, фото-виды прекрасных атлантических песчаных пляжей, горных плато с почвой терракотовых тонов, каменистых дорог, водопадов, монастырей, часовен, маяка A Frouxeira и массивных старинных замков, ныне, зачастую, переоборудованных в отели. Выставка появилась здесь накануне 2021 г., ставшего годом Святого Хакобео, в преддверии которого проводится большая программа различных мероприятий, знакомящих людей всего мира с Испанией. Так издавна называют год, когда 25 июля приходится на воскресение. Это день рождения апостола Иакова, мощи которого попали в эту область чудесным образом в IX веке и захоронены нынче в кафедральном соборе Сантьяго-дe-Компостела в столице региона. Такой порядок был установлен еще в 1126 г. папой Каликстом II. Он пообещал отпущение грехов паломникам, пустившимся в путь и достигшим мощей в течении Священного года.
Собор, образец испанского романского зодчества, строили с 1075 по 1211 гг. на месте прежних построек X века, разрушенных арабами. Здание реконструировали в XVI—XVIII веках в стиле позднего барокко. Оно и поныне является центром галисийской столицы, вокруг которого строится туристическая активность, которая, буквально, бьет ключом.Жизнь в городе насыщена для туристов впечатлениями, удовольствиями, в том числе, и для гурманов – встречей с испанской кухней и продуктами, например, знаменитыми галисийскими морепродуктами, ведь Галисия расположена между Атлантикой и Бискайским заливом.
Тысячелетний паломнический Путь святого Иакова (El Camino de Santiago) имеет несколько маршрутов, по которым верующие добираются до Сантьяго-дe-Компостела и его кафедрального собора. За столетия существования Пути по нему прошли миллионы пилигримов – и простых паломников, и известных людей. Тема Пути и связанных с ним духовных поисков затрагивалась во многих фильмах и литературных произведениях, в том числе, и в книге хорошо известного российской публике бразильского писателя Пауло Коэльо «Маг». Традиционно символами Пути являются круглые раковины морских гребешков и желтые стрелки, которыми отмечены основные вехи пути для паломников. Раковины нашивались на одежду или вешались на посох паломника.
Кстати, точно такие же лепные морские ракушки можно увидеть на стенах одного из самых известных московских особняков, построенного более 100 лет назад Арсением Морозовым, молодым представителем богатейшей российской купеческой семьи со старообрядческими корнями. Его матушка Варвара Алексеевна Морозова (по рождению принадлежавшая к богатейшей купеческой династии Хлудовых), одна из совладелиц огромного состояния, оставленного потомкам основателем этой купеческой династии Саввой Морозовым, встревоженная пошедшими по Москве слухами о том, что сынок строит нечто невообразимое, припечатала его начинание фразой – «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Впрочем, наверное, молодой Морозов был привычен к характеру матушки – а матери далеко не всегда бывают справедливы к сыновьям.
Этот купеческий сынок, этот чудак, занимавшийся чем-то странным, «ненужным», как это казалось современникам, таки добился своего – построил здание, которое является одной из архитектурных «жемчужин» Москвы. Восхитившись дворцом Пена в португальском городе Синтра вместе с другом – архитектором Виктором Мазыриным, с которым путешествовал по Португалии, он создал белоснежную и вспененную на верхах двух башен-сестер ажурными украшениями архитектурную «сказку» на Воздвиженке, оставив городу, Арбату один из самых примечательных московских особняков. Подобные архитектурные силуэты не только украшают улицы и привлекают туристов – они оставляют в душах отпечаток чего-то далёкого и зовущего в иные широты и, в то же время, проникают в глубины души, тревожа самые затаенные струны. Сооружения стоят, возвышаясь как маяки, указывающие путь в наших жизненных «плаваниях» сквозь пространство и время, сквозь события истории и нашей собственной жизни.
Такими же раковинами-гребешками в шахматном порядке украшен фасад дома дона Родриго Мальдонадо де Талавера, одного из рыцарей ордена Сантьяго, в далекой испанской Саламанке. Раковины были символом этого религиозно-военного католического Ордена, рыцари которого многие столетия сопровождали и охраняли паломников, устраивали на ночлег и заботились о них. В XIII веке появилась и португальская ветвь ордена. Из этой страны, где до сих пор пролегает один из маршрутов Пути святого Иакова, привез идею оформительского дизайна своего особняка молодой Арсений Морозов.
Покинула Москву выставка уже в конце декабря, когда на тротуарах лежал пышный, пока не утрамбованный ногами пешеходов снежный покров, который еще не успели «усмирить» дворники, вооруженные лопатами и разными реагентами. Она вернулась на родину, чтобы вскоре отправиться представлять испанскую культуру в другие страны, напоследок одарив нас еще одним связанным с ней сюрпризом – предновогодним маркетом «Мост в Рождество» специально для поклонников путешествий. На этой камерной ярмарке можно было купить новогодние подарки со всего света: авторские украшения, текстиль, игрушки, композиции и сувениры ручной работы и многое другое; запастись прекрасными фермерскими продуктам, колбасами, сырами, итальянской пастой к праздничному столу, а заодно и угоститься здесь же на фудкорте в уютном кафе с видом на заснеженный московский Сити чем-нибудь очень вкусным и привлекательным. Какая же ярмарка, даже камерная, без «хлеба и зрелищ»? Есть, есть вечные истины, которыми не должно пренебрегать – и нельзя не отведать здешних разносолов и лакомств (не так важно будет ли это пышное пирожное или терпко-сухой выдержанный «тысячу ночей» янтарного цвета сыр, чье соприкосновение с вкусовыми рецепторами вызывает в воображении бокал белого мягкого вина или что-нибудь не менее важное).
Посещать ярмарку без таких маленьких радостей – всё равно, что слушать оперу Россини без бокала шампанского в руке и его созвучного музыке вкуса.
Здесь же на ярмарке давал личные аудиенции посетителям сдержанно-корректный дед Мороз (не исключено, что он, как представитель делового Сити, заодно мог проконсультировать и по финансовым вопросам, дав парочку неплохих советов – что, куда и сколько инвестировать в наступающем году). Венецианские маски, виды знаменитой лагуны и далёких городов на фоне праздничной ёлки сменяли друг друга на рекламных экранах.
Манекены-снегурочки и манекены-простокрасотки, порой, даже в бикини словно любовались на рождественское ярмарочное действо и на всех нас «в шубах и валенках» – покупателей и продавцов, просто любопытствующих прохожих, бесконечных разносчиков пиццы и пирогов, заполонивших нынче городские улицы. Где-то в конце галереи среди зимних пальто и курток промелькнуло даже очаровательное белое, с длинным шлейфом платье азиатской красотки-невесты, которая бежала к эскалатору как золушка, оттанцевавшая на балу, к своей исчезающей карете-тыкве – в современном варианте, возможно, банковскому компьютеру или …. Впрочем, стоит ли пытаться разгадывать все загадки праздничного «полотна» и суеты, которые создают для нас жизнь из маленьких лоскутков-впечатлений, а мы отдаемся им со всей нашей жаждой праздника.
В предновогодней Москве конца 2020 года, небогатой на публичные собрания и зрелища, озабоченной эпидемией, но живущей и работающей, это был прекрасный повод поднять настроение, прикоснуться к многообразию мира и вспомнить о далеких путешествиях, за что и хочется поблагодарить организаторов этой культурной акции, и прежде всего, отдел Туризма посольства Испании в Москве – всех тех, кто организовал для москвичей этот маленький декабрьский праздник.
Марианна Соколова, Константин Пряжников
Фото Марианны Соколовой
Опубликовано: 31/12/2020 06:17
Оригинал статьи — на сайте Российского сетевого издания «Первый национальный».