Зачем в России всегда ходили и ходят в театр? За серьезными ответами на серьёзные вопросы.
И, хотя театр и меняется, конкурируя с динамично развивающимися кино, телевидением и интернетом, он по-прежнему продолжает выполнять для российского зрителя роль друга, собеседника, психолога и учителя. И ничто не в силах поколебать притяжение этого традиционного культурного мейнстрима.
Театральное пространство даёт возможность полного – и внутреннего психологического и внешнего вовлечения зрителей в происходящее на сцене. Пускай воздействие театрального спектакля зависит и от размера сцены, и от его следования веяниям современности, но при этом российский театр всё равно остается традиционно сюжетным, реалистическим, в меру символическим и насыщенно-социальным действом.
В эпоху цифровизации порой приходят в голову странные сравнения: театр как будто готовит непростые «сюрпризы» зрителям, собирая на них заранее «досье», факты из которого словно выкладываются перед ними на спектакле. Приходя на спектакль, вы словно слышите и видите ответы на вопросы, которые давно уже оформились у вас в голове, притаились в душе, но по каким-то причинам они не озвучиваются, порой даже перед самим собой. Конечно, дело здесь в том, что драматургу, а вслед за ним и режиссёру-постановщику, интересны наиболее типичные повсеместно распространенные явления, события. Но всё же порой кажется, что Театр – это своего рода инопланетный океан Солярис: ещё до того, как зритель войдет в зал и останется наедине со сценой, он вытягивает факты, образы, воспоминания, скрытые мысли из уголков человеческой души, чтобы потом материализовать их в «ткани» спектакля. Театр, актер, зритель – вступая в этот «магический» треугольник нужно приготовиться ко многим неожиданным головоломкам и открытиям.
Среди тех удовольствий, которые дарит театр, есть одно особое – быть постоянным зрителем-поклонником одного театра. Смотреть все его спектакли один за другим, выбрать для себя его эстетику, ценности, режиссерский стиль и подходы, приобщаться ко всем творческим, в том числе, и юбилейным событиям в его жизни. Приходить сюда как в близкое по духу и комфортное пространство, садиться на любимое кресло в знакомом ряду и наблюдать как артисты создают на подмостках свои роли, настраивая актерские «инструменты» и интерпретируя замысел автора пьесы и режиссера.
Особенно ощущается такое родство, если театр небольшой, впитавший культурные ценности нескольких поколений зрителей. В течении нескольких десятилетий таким театром для москвичей является и Театр на Перовской улице в тихом московском районе, созданный в 80-х годов прошлого века, небольшой и уютный, и в то же время высокопрофессиональный и современный.
До сих пор работают в нём и артисты, игравшие на сцене с момента создания театра, впитавшие и пронесшие его творческий стиль через десятилетия. Поэтому важно, когда существует достойная сценическая «оправа» для таких артистов старшего поколения, позволяющая раскрыть их талант, творческие возможности. В театре на Перовской улице для артистов старшего поколения таким спектаклем стал, например, «Земля Эльзы» (по пьесе Ярославы Пулинович), где главные роли на удивление проникновенно и точно исполнили народный артисты РФ Виктор Никитин и заслуженная артистка УССР Светлана Варецкая-Загородняя. Поставил пьесу молодой режиссер Вит Когут, художник-постановщик Андрей Щаев.
История на первый взгляд лирическая и камерная. Только вот в продолжение и на фоне «туфельного» семейно-камерного сюжета – а изящным туфелькам героини в спектакле уделено особое место, зрителя словно «проносит» по очень многим болевым точкам в истории и жизни нашего общества. Причём, делается это болезненно и ощутимо. И все-таки, помимо широкого социального звучания, «Земля Эльзы» — это прежде всего рассказ о любви, пускай нелегкой и драматической. Но когда истинная глубокая любовь не имела сложностей и врагов?
Между двумя показами этого спектакля – майским и июньским, завершившим сезон этого театрального года, 2 июня 2022 года у Виктора Андреевича Никитина состоялся творческий вечер на сцене театра, которым был отмечен 35-летний юбилей его артистической деятельности. В Московском драматическом театре на Перовской улице он служит театру с момента его основания– с 1987 г. И сыграл там за это время несколько десятков ролей, записывался на радио, участвуя в записи различных передач, среди которых и такие популярные как «Пионерская зорька», «Рабочий полдень». Звание Народного артиста РФ присуждено ему в 2007 г.
Сейчас на сцене театра, кроме спектакля «Земля Эльзы», он занят в роли Павла Петровича Кирсанова в «Отцах и детях» в постановке Гульнары Галавинской (2020 г.), за которую получил Диплом «За лучшую мужскую роль».
В юбилейный вечер Народный артист РФ прочитал собравшимся друзьям и зрителям поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» и отрывок из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, ответил на вопросы зрителей о творческом пути и планах.
Много лет Виктор Никитин отдал жанру художественного чтения, работая в чтецком отделе Московской филармонии, и признается в своей искренней любви к этому жанру искусству. «Слово оказывает на человека самое мощное воздействие, никакой другой инструмент так не влияет на мысли и чувства как слово» – сказал он, отвечая на вопросы пришедших на вечер зрителей. Задача артиста-чтеца состоит в том, чтобы уловить и уложить внутри себя стиль и логику автора, и тогда текст легко ложится на язык, сформировать и почувствовать образ, чтобы потом передать его как «картинку» зрителям. Когда артист-чтец выходит на сцену, рядом нет ни декораций, ни специального освещения, ни звуков, ни партнёров. Есть только он сам, его профессионализм и глыба текста – русская классика, которой он должен поделиться с публикой, передав ей то, что он сам для себя в ней открыл. И такой жанр, говорит артист, это уникальное явление, которое существует только на российской сцене.
В творческом багаже Виктора Никитина сейчас больше 35 литературных программ. Большая часть из них – это классика русской литературы – Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов. Есть у него и большие литературные программы, посвященные творчеству Сергея Есенина, Николая Рубцова, поэтов военного поколения. Высочайший профессионализм помогает артисту держать внимание публики. Между тем, чтение некоторых произведений порой требует немало времени, например, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, занимает около двух с половиной часов. Без декораций, без костюмов и без партнёров артист создает на сцене захватывающее зрелище, приковывая внимание к судьбам и чувствам героев. Выбранные им для юбилейного вечера произведения погружают слушателей в глубины и российской истории и того, что принято называть «русской душой». Артисту удалось приблизить к зрителям удивительные миры отечественной литературы. «Магический» треугольник театра вновь им дал возможность погрузиться в глубины русской литературы, чтобы понять и разобраться, что есть в России благо, истина, добро и зло. Все собравшиеся в театральном зале в этот вечер дружно аплодировали артисту, отдавая должное его профессионализму и таланту.
Зритель одного театра
Фото предоставлено PR-cлужбой Театра на Перовской
Опубликовано: 22/07/2022 09:29
Оригинал статьи — на сайте Российского сетевого издания «Первый национальный».